(Гомолко Иоанн; 1842, Гомельский у. Могилёвской губ.- 1912, Рыльский у. Курской губ.), прп. (пам. 9 сент.), Глинский, настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пуст. Род. в семье обер-офицера. По окончании Гомельского уездного уч-ща в 1865 г. поступил в Глинскую пуст., в 1874 г. пострижен в монашество настоятелем архим. прп. Иннокентием (Степановым) с именем Исаия; в 1880 г. рукоположен во диакона, в 1884 г.- во иерея. Исполнял послушание письмоводителя архим. Иннокентия, затем стал поверенным по делам монастыря, «правой рукой» настоятеля. Отвечал не только на офиц. бумаги Глинской пуст., но и на многочисленные письма богомольцев, обращавшихся за советом, просивших помощи. После кончины архим. Иннокентия в 1888 г. большинством голосов братии И. был избран настоятелем обители и возведен в сан игумена, в 1903 г.- в сан архимандрита.
При И. была расширена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, у зап. стены храма устроены широкие хоры для иноков, желающих молиться уединенно; обновлено внутреннее убранство в храме св. праведных Богоотец Иоакима и Анны; построены ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя, колокольня и кельи в Спасо-Илиодоровском скиту; открыты 4 домовые церкви: во имя арх. Михаила при сеймских мельницах, во имя Иоанна Предтечи в Спасо-Илиодоровском скиту, в честь Воздвижения Креста Господня в больничном корпусе, в честь Вознесения Господня на хуторе Негровском, в 3 верстах от обители. По его инициативе были возведены каменный братский корпус и 2 деревянных дома для паломников. Монастырская больница стала в годы настоятельства И. лучшей в епархии. Ежегодно на лечение принимались ок. 8-9 тыс. чел. из числа братии и богомольцев. Настоятель организовал мастерские живописцев (при участии худож. и реставратора Д. М. Струкова), позолотчиков, коверщиков, ложечников, резчиков по дереву, переплетчиков, токарей, корзинщиков и др. При И. насельники успешно занимались садоводством, огородничеством, пчеловодством и рыбоводством.
В годы настоятельства И. Глинская пуст. ежегодно принимала ок. 50 тыс. паломников, к-рые селились в странноприимнице (на содержание ее выделялось ок. 6 тыс. р.). Паломники бесплатно обеспечивались питанием, лекарствами, одеждой, обувью, иногда получали и денежную помощь. В случае необходимости жителям окрестных деревень И. благословлял безвозмездно выдавать хлеб, а при бедствиях (пожаре, голоде, падеже скота) - пособие. В 1890 г. И. открыл «Дом трудолюбия» для крестьянских детей-сирот, где они обучались грамоте и ремеслам. В 1891 г. И. организовал издание религиозно-нравственных книг и листков, собрал прекрасную б-ку, учредил миссионерский кружок во имя ап. Иоанна Богослова. В обязанности членов кружка входило ежедневное чтение поучений в храмах, а также среди народа в гостиницах, в столовых, на монастырских дворах.
И. установил обычай читать кроме положенных по уставу соборных акафистов (в воскресенье - Спасителю, в субботу - Матери Божией) перед ранней обедней и др. акафисты: во вторник - вмц. Варваре, в четверг - свт. Николаю Чудотворцу.
По свидетельству схиархим. Андроника (Лукаша), И. оказал влияние на мн. подвижников, в числе которых - настоятель Глинской пуст. архим. Нектарий (Нуждин), схиигум. Антоний (Ветер), прп. Серафим (Амелин), иеросхим. Никодим (Калиуш) и др. Насельники пустыни часто становились настоятелями др. монастырей. Только за первые 5 лет управления И. обителью численность братии возросла вдвое, к концу его настоятельства - почти втрое (в 1909 в обители было 598 чел.), хотя И. не принимал в обитель всех желающих. Будущих насельников он обычно предупреждал: «Живем мы бедно, и послушания у нас тяжелые». Опытные в духовной жизни подвижники также стремились жить в руководимой И. обители: в Глинскую пуст. хотел уйти на покой ученик прп. Амвросия Оптинского настоятель Псково-Печерского монастыря архим. Мефодий.
Заботясь о духовной жизни братии, И. призывал учеников непрестанно работать в своей «мысленной мастерской», отсекать греховные помыслы. Сдержанность в разговоре и бдительное отношение к собственной речи считал необходимыми условиями для успешной борьбы с помыслами, т. к. «высказанные неуместные слова ослабляют собранность ума и расточают духовное сокровище, которое собирается постепенно духовным деланием». Свт. Феофан Затворник, с к-рым И. вел переписку, называл его «старцем многоопытной мудрости» и всегда просил его молитв. Пройдя строгую школу отречения собственной воли и частого откровения помыслов, И. старался поддерживать этот обычай и среди братии. С 1888 г. был введен следующий порядок: при поступлении в обитель каждому иноку назначался старец (по своему желанию избрать старца было нельзя), которому ежедневно следовало открывать свои мысли и поступки и находиться у него в полном послушании.
Имел награды: наперсный крест (1892), серебряную медаль в память имп. Александра III для ношения на груди на александровской ленте (1896), орден св. Анны 3-й (1900) и 2-й (1906) степени. В 1906 г. принял схиму с именем Иоанникий, ночи проводил в бодрствовании, богослужения совершал с чрезвычайным благоговением, со слезами на глазах. В 1911 г. по ложному доносу (РГИА. Ф. 797. Оп. 78. Отд. 3. Ст. 5. Д. 2) И. был оклеветан ген.-лейтенантом П. Митропольским, арендовавшим у пустыни дом. Определением Синода от 12 марта 1912 г. уволен от настоятельства и удален из обители. По преданию, когда преподобный уходил из Глинской пуст., был сильный разлив рек; старец вышел из обители, перекрестил воду и пошел по ней. По нек-рым сведениям, перед кончиной И. проживал в Рыльском у. Курской губ. в затворе, в помещении, предоставленном ему некой благочестивой семьей. Решением Синода УПЦ МП от 8 мая 2008 г. причислен к лику святых, 16 авг. состоялись торжества прославления старца.